Цервицит

Цервицитом называют заболевание, при котором происходит воспаление слизистой оболочки шейки матки.

Цервицит почти никогда не возникает как самостоятельная болезнь. В большинстве случаев, ему предшествует вульвит (воспаление наружных половых органов) и иные воспаления в репродуктивной системе. Цервицитом страдают чаще всего женщины детородного возраста. Если не заниматься лечением этого заболевания, то разовьются эрозии слизистой оболочки матки, самопроизвольные выкидыши на ранних сроках беременности.

Что вызывает цервицит

Заболевание возникает из-за воспалений, которые вызываются болезнетворными микроорганизмами (вирусы, хламидии, бактерии и т. д.)

Основные факторы риска

• Иммунные сбои.
  • Травмы органов малого таза во время родов.
  • Длительное использование КОК.
  • Рубцы на слизистой оболочке.
  • Диагностическое выскабливание либо аборты.
  • Различные новообразования.

Симптомы и клиническая картина при цервиците

Клиника заболевания может протекать по-разному, в зависимости от причины, возбудителя, состояния организма женщины в целом.

Симптомы цервицита:

• боли в области малого таза либо при мочеиспускании,
  • неприятные ощущения при интимной близости,
  • жжение или зуд в вагине,
  • субфебрильная температура без видимых причин,
  • выделения с кровью вне менструации,
  • гнойные выделения.

Диагностика цервицита

Необходимо выявить возбудителя, причину заболевания и факторы, способствующие возникновению заболевания.

Методы диагностики цервицита

Для уточнения диагноза женщину обследуют комплексно. Врач-гинеколог назначит: ультразвуковое обследование органов мочеполовой системы, кольпоскопию, анализ полимеразной цепной реакции, бактериоскопию, развернутый анализ мочи, цитологию, если болезнь хроническая – биопсию патологического очага.

Какой врач лечит цервицит?

Данное заболевание совместно лечат такие специалисты как гинеколог, эндокринолог и хирург.

Схема лечения цервицита

После того, как гинеколог получит все результаты обследования пациентки, он назначит соответствующее лечение. Его целью является устранение причины заболевания, а также факторов, которые усугубляют течение цервицита.

Основные методы лечения и противопоказания

Выбор схемы лечения зависит от причины цервицита.

Если заболевание вызвали возбудители ИППП, используются антибактериальные препараты следующих групп: азалиды (азитромицин), тетрациклины (мономицин), фторхинолоны (таривид), макролиды (кларитромицин).

Если причиной цервицита являются грибки, то назначают противогрибковые средства (флуканазол).

Применяется и местное лечение: после того, как купирована острая стадия, влагалище обрабатывается димексидом низкой концентрации, при атрофических формах цервицита используют лекарственные средства на основе эстрогена.

Тетрациклины нельзя использовать, если пациентка беременна, страдает почечной недостаточностью или грибковыми болезнями, при нейтропении.

Возможные осложнения

В процессе лечения, а также в том случае, если пациентка не лечится, могут возникать такие осложнения, как: воспалительный процесс в железах преддверия влагалища,, венерический перигепатит, вовлечение в воспаление близлежащих органов,  переход цервицита в хроническую либо атипичную формы.

Хронический цервицит

Такой диагноз выставляют, если имеется хроническое воспаление, которое локализуется на слизистой оболочке шейки матки. Симптомы заболевания при хроническом течении почти отсутствую, первые проявления возникают при обострении болезни.

Переход в эту форму может произойти при: неправильном использовании контрацепции; ЗППП; гормональных сбоях; использовании кислотных растворов для спринцевания; хронических формах таких болезней, как вагинит, цистит, уретрит.

Для успешного лечения необходимо устранить первопричину заболевания, а также использовать радикальные методы (к примеру, криодеструкцию), травмы матки в процессе родовой деятельности либо абортах.

Меры профилактики цервицита

Регулярный гинекологический осмотр (не реже, чем раз в 6 месяцев), эффективное лечение инфекций и воспалений, исключение беспорядочных половых связей, контролирование содержания половых гормонов, исключение абортов.