Лечение лейкоплакии

Если патологический процесс развивается во влагалищной части шейки матки, то такое заболевание носит название лейкоплакии. При этой болезни визуально заметны участки белесоватого или беловатого цвета, из-за того, что в многослойном плоском эпителии, который покрывает видимую часть шейки матки, происходят процессы ороговения и утолщения.

Приблизительно в трети случаев лейкоплакия трансформируется в злокачественное новообразование (рак).

Участки с ороговевшим эпителием могут быть и единичными, и множественными.

Гистологически лейкоплакия подразделяется на простую (в этом случае в самом глубоком (базальном) слое не происходят изменения) и пролиферативную (она склонна к разрастанию). В злокачественное новообразование перерождается пролиферативная лейкоплакия.

Существует две группы причин возникновения лейкоплакии.

Факторы, действующие внутри организма (эндогенные):

• Сбои в секреции гормонов;
  • Сбои работы иммунной системы.

Факторы, которые действуют извне (экзогенные):

• Физическое, химическое либо травматическое действие на шейку матки в анамнезе.

Предрасполагающие факторы:

• раннее начало половой жизни;
  • беспорядочные половые связи;
  • хронические либо острые болезни репродуктивной системы в анамнезе (сальпингоофорит, эндометрит, которые могут спровоцировать гормональный дисбаланс);
  • ЗППП (медики считают вероятной роль вируса папилломы человека в возникновении лейкоплакии);
  • сниженный иммунитет;
  • нарушение функции яичников;
  • травмы шейки матки при родах либо абортах;
  • лечение болезней шейки матки посредством мазей, вызывающих разрастание эпителия (шиповниковое и облепиховое масло);
  • нарушение нормальной флоры влагалища;
  • сбои месячного цикла;
  • заболевания эндокринной системы.

Лейкоплакия чаще всего никак себя не проявляет и, как правило, ее выявляют во время профилактического гинекологического осмотра.

Только примерно у трети женщин могут появляться выделения с кровью либо сильные бели. Визуально простая лейкоплакия обладает четкими контурами и проявляется в виде глыбчатых бляшек либо тонкой пленки белого цвета. Такую пленку можно с легкостью снять, под ней видны не кровоточащие розовые участки, которые блестят.

При кольпоскопии пролиферирующая лейкоплакия выглядит бугристым белым участком.

У некоторых пациенток участки лейкоплакии обладают серо-перламутровым, молочно-желтым либо желтоватым цветом. Контуры участка могут быть как ровными, так и нечеткими. Иногда на очаге лейкоплакии можно увидеть небольшие и глубокие трещинки.

Лейкоплакия может развиваться и в канале шейки матки, а в отдельных случаях – и на слизистой влагалища.

Дифференциальная диагностика лейкоплакии проводится с эрозией шейки матки м кандидозным кольпитом (воспалением слизистой влагалища).

Для уточнения диагноза лейкоплакии необходимо детально узнать у пациентки жалобы, собрать анамнез, а также изучить клинические проявления болезни.

Дополнительные методы обследования:

кольпоскопия;

Во время ее проведения применяются диагностические пробы. К примеру, шейка матки обрабатывается раствором Люголя (проба Шиллера) – участки лейкоплакии не приобретают коричневую окраску.

Цитологическое исследование мазка;

С его помощью обнаруживаются атипичные клетки в очаге, где протекают патологические процессы.

гистологическое исследование;

Во время кольпоскопии иссекают кусочек ткани из очага поражения.

диагностическое выскабливание цервикального канала;

Выполняется для выявления вероятного поражения в нем.

Помимо этого, необходимо микроскопически изучить влагалищные мазки, а также сдать анализы на ЗППП.

Разные болезни могут иметь одинаковые признаки, а заболевание может протекать вовсе не так, как описано в учебных материалах. Не занимайтесь самолечением – обратитесь к врачу!

Лейкоплакию лечит акушер-гинеколог. Применяются те же способы, что и при лечении болезней шейки матки:

Диатермокоагуляция

Данный способ используется во многих случаях, несмотря на большое количество недостатков. Участки, в которых возникли изменения, прижигают электротоком. Когда очаг заживает, может возникнуть кровотечение из-за отторжения струпа.

Химическая коагуляция

Патологические очаги прижигают при помощи веществ, имеющих в составе различные кислоту. В частности, используется солковагин. Этот способ обладает недостаточной эффективностью из-за нередких рецидивов и травматичности.

Криодеструкция

На участки лейкоплакии воздействуют низкими температуры, в результате чего наступает омертвение патологических очагов. Этот способ безболезненный и не приводит к рубцеванию шейки матки.

Лазерокоагуляция

Очаги заболевания обрабатываются СО2-лазером. Этот способ дорогой, однако бесконтактный, безболезненный, не вызывает образования рубцов.

Радиоволновая хирургия

На ткани шейки матки воздействуют радиоволнами посредством аппарата «Сургитрон». Способ отличается бесконтактностью и безболезненностью.

Участки лейкоплакии коагулируют на 5-7 день менструального цикла. После лечения нужно воздержаться от половой жизни и не принимать ванну.

Если лейкоплакию не лечить, то она трансформируется вначале в предраковое состояние (дисплазию шейки), а позже – в рак.

Если лечить лейкоплакию своевременно и качественно (в особенности, это касается простой формы), то прогноз заболевания – благоприятный. Однако, в отдельных случаях лейкоплакия может рецидивировать.