Крауроз вульвы

Крауроз вульвы сопровождается постепенно прогрессирующим атрофическим процессом в районе слизистой вульвы. При этом наблюдаются инволютивные изменения наружных половых органов. При краурозе вульвы возникают такие симптомы, как зуд и сухость слизистой.

Эта патология характеризуется атрофическими изменениями малых половых губ, вульвитом, клитора, стенозом влагалища. Для обнаружения болезни проводят различные диагностические процедуры:

• наружный осмотр;
  • биопсия тканей, расположенных в районе вульвы;
  • вульвоскопия.

При лечении болезни эффективны общая и местная гормонотерапия, физиотерапия. По показаниям проводится и вульвэктомия, назначается витаминотерапия.

Общие сведения

Патология диагностируется преимущественно у пациенток в период менопаузы. Намного реже крауроз вульвы возникает у больных младше 30 лет. При этой патологии наблюдается разрастание соединительной ткани, провоцирующее деформацию наружных гениталий, ухудшение функций половых органов. При диагностировании недуга на начальной стадии предупреждается дальнейшее прогрессирование патологии. Одним из признаков болезни является гиперкератоз многослойного плоского эпителия.

Выделяют три стадии недуга. На первой стадии возникают перечисленные ниже признаки:

• отёчность женских половых органов;
  • гипоксия соответствующих тканей;
  • ухудшение микроциркуляции крови в районе наружных женских органов.

На второй стадии болезни возникают такие проявления, как сухость, шероховатость поражённой кожи, образование на ней тонких чешуек белесого оттенка, нарушение пигментации. На третьей стадии заболевания развивается рубцовый склероз, поражающий наружные женские органы. Сморщивание склерозированных тканей вульвы приводит к резкому уменьшению объёма больших и малых половых губ, клитора, наружного отверстия уретры. Клауроз вульвы в стадии склероза может стать причиной возникновения перечисленных ниже осложнений:

• болевые ощущения при интимной близости;
  • нарушение мочеиспускания;
  • возникновение трудностей с дефекацией.

При наличии у женщины крауроза вульвы возникают глубокие, тяжело заживающие трещины. Вследствие этого течение болезни может осложняться присоединением инфекции. При сочетании болезни с лейкоплакией повышается риск развития злокачественного перерождения клеток.

Причины развития крауроза вульвы

Заболевание может быть спровоцировано перечисленными ниже нейроэндокринными нарушениями:

• снижением биоэлектрической активности коры мозга;
  • гипофункцией яичников и щитовидной железы.

У пациенток молодого возраста болезнь зачастую возникает после оперативного вмешательства на женских половых органах. В патогенезе заболевания играют определённую роль и хронические воспалительные процессы в области вульвы.

Существует и мнение о том, что развитие болезни может иметь психосоматическую природу. Заболевание нередко возникает у женщин, которые страдают депрессией, подавленностью, недовольны собственной жизнью или имеют проблемы в интимной сфере.

Первопричиной развития болезни может явиться химический ожог вульвы. Он зачастую является следствием применения раствора перманганата калия. Клауроз вульвы нередко диагностируется у представительниц прекрасного пола, пренебрегающих соблюдением элементарных гигиенических норм. В группе повышенного риска находятся пациентки с сахарным диабетом, избыточным весом.

Симптомы крауроза вульвы

На ранней стадии болезни возникает ощущение лёгкого покалывания в районе наружных половых органов. В отдельных случаях наблюдаются и такие проявления вульводинии, как чувство стягивания и сухости, жжение.

Характерным симптомом болезни является нестерпимый зуд в районе вульвы приступообразного характера. Как правило, он обостряется в ночное время, после интенсивных физических тренировок, принятии ванн. Возникновение зуда провоцируют изменения в области рецепторов вульвы, которые вызывают замедление нервных импульсов. Сильный зуд вульвы может стать причиной нарушения работоспособности, ухудшения сна, нервного истощения, возникновения сосудистых расстройств.

Женщины с краурозом вульвы нередко предъявляют жалобы на диспареунию (дискомфорт при интимной близости). Такие неприятные ощущения заметно ухудшают качество сексуальной жизни. При краурозе вульвы наблюдаются множественные трещины, воспалительный процесс,

субэпителиальные кровоизлияния.

На начальной стадии болезни малые и большие половые губы выглядят отёчными и гиперемированными. Постепенно слизистая оболочка и кожа в поражённой зоне становятся шероховатой и сухой, окрашиваются в белесо-серый оттенок. Со временем малые половые губы и клитор перестают определяться. Большие половые губы по внешнему виду становятся похожи на уплощенные валики. При прогрессировании болезни резко сужается просвет мочеиспускательного канала и влагалища.

Диагностика крауроза вульвы

Диагностика заболевания подразумевает проведение таких исследований:

• физикального;
  • инструментального;
  • лабораторного (сдача анализов).

Обычно о наличии патологических изменений в строении вульвы можно судить уже при проведении осмотра на гинекологическом кресле. Одним из основным диагностических методов является вульвоскопия. При проведении такой диагностической процедуры можно выявить патологические изменения кожи и слизистой оболочки.

В большинстве случаев проведение дифференциальной диагностики при подозрении на крауроз вульвы не требуется. Но на начальной стадии болезни стоит отграничить её от приведённых ниже патологий:

• вульвита;
  • дисплазии;
  • нейродермита;
  • красного плоского лишая;
  • вагинита.

Для исключения возможной малигнизации проводится биопсия тканей, находящихся в области вульвы. При этом происходит детальное гистологическое изучение биоматериала. При наличии у пациентки крауроза вульвы наблюдаются частичная или полная потеря эластичности волокон, образование воспалительных инфильтратов в тканях.

Лечение крауроза вульвы

Болезнь предусматривает комплексное, продолжительное лечение. Особенно пристальное внимание уделяется при этом консервативной терапии: общей, местной, патогенетической. Такое лечение способствует восстановлению нормальной трофики тканей, устранению воспалительного процесса, уменьшению зуда. Кроме того, консервативная терапия помогает снять эмоциональное напряжение.