Эритроплакия

Эритроплакия шейки матки – это патологическое состояние, появляющееся в период до появления рака, в котором протекает такой процесс, как отмирание слизистой части шейки матки. Данное состояние редко может проходить с слизистыми выделениями и кровоточивостью, но обычно оно протекает бессимптомно. Существует несколько методов, чтобы поставить данный диагноз. Для начала осматривают влагалище и делают выводы, после чего могут сделать диагностический осмотр входа во влагалище при помощи специального прибора, представляющего собой бинокуляр и осветительный прибор(кольпоскопия), а затем делают анализ, позволяющий предупредить рак шейки матки. Ткани, которые подверглись патологическому изменению, удаляются хирургическим путем с использованием малоинвазивных техник, либо проведением конизации шейки матки в более сложных моментах.

Содержание:

Причины

Патогенез

Симптомы

Осложнения

Диагностика

Лечение эритроплакии шейки матки

Прогноз и профилактика

Эритроплакия— это заболевание, которое врачи недостаточно изучили. Из-за того, как оно выглядит внешне, и получило такое название.

Данный диагноз может появится во время паузы менструации(менопаузы) и в длительный отрезок после прекращения менструации, а также у пациенток, которые могут рожать детей. До появления первой менструации, диагноз не выявляется. Заболевание в большинстве случаев может проходить с воспалительными процессами.

Своевременная диагностика слизистой части шейки матки очень актуальна, потому что она выявляет состояние до появления рака, которое в дальнейшем устраняется и не дает шейке матки заболеть опухолью.

Причины

Происхождение болезни и их причины возникновения полностью не установлены. Многие считают, что нарушение нормального процесса жизнедеятельности эпителиальных клеток экзоцервикса происходит за счет воздействия на них нескольких факторов риска. Сюда можно отнести:

Хронические кольпиты и цервициты. Начинается воспалительный процесс слизистой части шейки матки, при котором протекают такие явления, как нарушение обмена веществ в клетке(некробиоз) и чешуйчатое шелушение в эпителии(десквамация).

Если заразиться вирусом паппиломы человека, то можно с большим риском получить атипию.

Отягощенная наследственность. Из наблюдений специалистов можно сделать вывод, что данная болезнь может передаться по наследству от ближайших родственниц.

Травмы. При незначительных повреждений и разрывов шейки матки, которые произошли после родов или абортов, может нарушаться физиологическое развитие тканей, образующих поверхностный слой кожи, которая выстилает стенки половых органов(эпителий). Это все происходит из-за того, что нарушен обмен веществ в тканях, и они слабо питаются.

Химические воздействия. Изменение эпителия шейки матки в предраковый период зависит от химических агентов, которые ведут себя агрессивно. Например, из таких агентов можно выделить: вещества, разрушающие сперматозоиды, некачественный латекс контрацептивов и др. Если их долго использовать, то с каждым разом будет повышаться нарушение эпителия.

Иммунная и эндокринная патология. Поражение слизистой оболочки шейки матки чаще всего встречается у тех, кто имеет нарушение равновесия половых гормонов. Также заболевание может развиваться при отмирании половых органов. Нарушение слизистой оболочки шейки матки встречается чаще всего у тех, кто рано начал свою половую жизнь, часто меняющие половых партнеров, а также, кто имеет никотиновую зависимость.

Патогенез

Естественные процессы клеток слизистой части шейки матки нарушаются при поражении слизистой оболочки. Между разными слоями данной оболочки появляется нарушения неравномерного распределения. При отмирании слоев слизистой оболочки, происходит уменьшение толщины слизистой влагалищной части шейки матки. Начинают разрастаться базальный и парабазальный слои. Данные изменения носят злокачественный характер, потому что пораженные участи окружены здоровым эпителием.

Симптомы

Без гинекологического осмотра нельзя узнать, что у вас появилась болезнь, так как она протекает бессимптомно. Но есть исключение, когда пораженные участки увеличиваются, то появляется кровоточивость. Так же может наблюдаться небольшая кровоточивость после полового акта. Могут присутствовать такие симптомы, как боли внизу живота, зуд и жжение в области наружных половых органов, но это все возникнуть может только тогда, когда нарушение слизистой оболочки шейки матки развивалась на фоне воспаления слизистой оболочки влагалища(кольпит).

Осложнения

Наиболее опасное осложнение предракового состояния шейки матки, которое называется Эритроплакия, является малигнизация- здоровые клетки перерождаются в заболевшие. При грубых половых актах может появиться длительное кровотечение или небольшое покравливание. В таких случая может возникнуть даже анемия, хотя заболевание никогда не провоцирует развитие воспалительных процессов.

Диагностика

В большинстве случаев, поражение слизистой оболочки выявляют случайно. В диагностике особых сложностей нет, так как имеются внешние характерные признаки. Диагноз можно подтвердить несколькими путями:

Осмотр на кресле. При осмотре слизистой части шейки матки можно обнаружить бордовые или ярко-красные участки, при касании к которым, они могут кровоточить.

Расширенная кольпоскопия. Через эпителиальную оболочку просвечивается строма шейки матки, так как данная оболочка имеет маленькую толщину. Может проводиться шиллер-тест(диагностическая оценка состояния слизистой шейки матки). Микроскопию и посев мазка на флору, ПЦР-диагностику, серологические методы исследования (РИФ, ИФА и др.) могут назначить в том случае, если поражение слизистой оболочки проходит вместе с инфекционными заболеваниями. Чтобы оценить общее состояние репродуктивных органов, нужно сделать УЗИ-скрининг. Если появляется сложный случай, то к диагностике привлекают онкогинеколога.

Данное заболевание разграничивают с раком шейки матки, фоновыми состояниями и состояниями до появления рака:

доброкачественной, папиллярной, предопухолевой зонами трансформации;

эндометриозом;

истинной эрозией;

дисплазией.

Лечение эритроплакии шейки матки

Каких-то методов терапии без хирургического вмешательства не существует. Есть несколько хирургических методик, которые направлены на удаление пораженного участка:

Малоинвазивные органосохраняющие вмешательства. Поврежденные ткани во время операции разрушают физическими факторами, такие как криодеструкцию (воздействие низкой температурой), диатермокоагуляцию (прижигание током высокой частоты) или лазерную вапоризацию (деструкцию лазерным лучом).

Конизация шейки матки. Патологический участок конусообразно разрезается вместе с частью здоровых тканей.

Существует несколько видов коонизации, такие как ножевые, лазерные, петлевые, радио- и электрокоонизации. Для удаления тканей в основном используют петлевой метод, в редких случая использую скальпель.

Чтобы быстро вылечить данную болезнь, используют антибактериальные средства, которые стабилизируют влагалищную микрофлору. Для этого могут использовать такие препараты, как стимуляторы иммунитета и витаминно-минеральные комплексы.

Прогноз и профилактика

Если своевременно вылечить болезнь, то прогноз будет благоприятным. Для профилактики необходимо проходить обследование у гинеколога, планировать беременность, защищаться во время полового акта и воздерживаться от частой смены половых партнеров.